Как хабаровчанам спасти детей от гаджетозависимости. Игрушки против планшетов: как отучить ребенка от компьютеров и гаджетов Как отучить ребенка от смартфона

Специалисты уже давно бьют тревогу по поводу чрезмерного увлечения маленькими детьми современных гаджетов. Если вы озабочены тем, что не можете спокойно и без истерик забрать у малютки планшет, наша статья вам поможет.

Увлечение детей современными гаджетами мало кого удивляет. Даже годовалые малыши с удовольствием смотрят мультики прямо в своей кроватке, детки чуть старше без проблем пользуются интернетом, включают музыку, играют в игры. И пока родители умиляются тем, что ребенок растет не по дням, а по часам, специалисты бьют тревогу - увлечения гаджетом сказывается на здоровье малыша, на коммуникативных качествах и социализации. Мы подобрали 5 способов, которые помогут отучить ребенка от планшета и других гаджетов.

1. Обратите внимание на себя.

Ребенок, особенно в детстве, в первую очередь обращает внимание на родителей. И если вы весь день проводите с телефоном и планшетом в руках, а при любой удобной возможности заглядываете в экран, то не ждите другого поведения от своего ребенка.

Отвлекитесь от гаджетов, побольше читайте и играйте с детьми. Обратите внимание, что ребенка можно привлекать даже к «взрослым делам».

Нередки случаи, что к 3-4 годам ребенок может замечательно помыть посуду или подмести пол, если он занимался этим с того периода, как только научился ходить.

В следующий раз, когда вы захотите включить планшет и отправиться готовить обед любимому мужу, подумайте!

2. Придумайте занятие поинтереснее

Чаще старайтесь выходить из дома и общаться со сверстниками. Сомневаемся, что между игрой в планшет и походом в парк, ребенок выберет планшет. Летом можно отправиться в парк или купаться, а зимой – кататься на коньках или больших снежных горках.

Игра - универсальный способ осваивать новые знания и умения, а поскольку жить вне общества не представляется возможным, надо с детства учить ребёнка коммуникабельности и особенностям взаимодействия с окружающими.

3. Займите свободное время ребенка/запишите ребенка на спортивные или творческие занятия

Доказано, что руки ребенка тянутся к планшету только тогда, когда ему скучно. Если вы займете большую часть свободного времени малыша, то проблема отпадет сама собой. После того, как ребенок после садика отправится на танцы, а возвратится домой ближе к вечеру, ему еще нужно поесть, пообщаться с родителями, поиграть в любимые игрушки. Время на планшет просто не останется.

4. Скажите твердое нет или определите время для компьютерных игр

Не забывайте, что родитель может ввести полный и безоговорочный запрет на пользования гаджетами! Не покупайте ребенку сотовый телефон, где можно выйти в интернет или играть в игры.

Но если вы боитесь,что в дальнейшем запретный плод будет сладок, можно определить временной лимит на пользование планшетом 915, 20,30,60 минут в день). Также можно обозначить запрет на совмещенное пользование во время определенных занятий – во время прихода гостей, принятия пищи, общения с остальными членами семьи и т.д.

5. Поставьте пароль на программы, которые хотите ограничить.

Обратите внимание на те программы, которыми пользуется ваш ребенок. Вы можете поставить пароль на вход в интернет, удалить развлекательные приложения и заблокировать Ютуб.

Современный мир невозможен без гаджетов. Уже в два-три года малыши умело тыкают пальчиками в мамины, а чаще в папины телефоны и легко находят в планшете любимый мультик или игру. А уж пользоваться пультом умеет и совсем кроха. Безусловно, в самих гаджетах или телевидении нет ничего страшного, потому что и то и другое может применяться в образовательных целях и приносить пользу, а не только развлекать.

Во всем есть польза и нужна мера

Однако слишком активное пользование смартфонами или просмотр телевизора в первые годы жизни может привести к тому, что у ребенка нарушится эмоциональная связь с родителями, возникнут трудности с живым общением и даже могут начаться, по мнению неврологов, проблемы со здоровьем. Это не значит, что нужно вовсе отказаться от достижений цивилизации и спрятать компьютер на антресоль до поступления чада в школу. Однако время, которое проводит ваш малыш за подобными развлечениями, все же стоит довольно строго ограничить. Как? Есть масса способов.

Чаще выходите из дома


Самый простой и верный способ отвлечь ребенка от планшета или телевизора - выйти на прогулку. Парк аттракционов, театр, каток, рождественская ярмарка в центре города, дельфинарий, цирк - во всех этих местах у него едва ли будет возможность или желание поиграть в очередную игру на вашем телефоне или посмотреть мультик. В конце концов, если не хочется ехать далеко, найдите малышу (и себе тоже) компанию и отправляйтесь гулять в ближайший парк! Захватите санки или велосипед - в зависимости от времени года. Главное здесь - показать крохе, что досуг может и должен быть разнообразным. И он может быть веселым.


Развлечения должны быть разнообразными и дома. Детям дошкольного возраста интересно лепить из пластилина, рисовать, собирать конструкторы. И во многих случаях это более полезно для них, чем игры на планшете. Родителям важно обеспечить кроху всеми необходимыми материалами для творчества: карандашами, фломастерами, тестом для лепки, кинетическим песком, разноцветными кубиками.

Правильно подобранный конструктор не только займет ребенка, но и поможет ему развить полезные навыки: мелкую моторику ручек, пространственное мышление и многие другие. Главное - не забывайте обращать внимание при выборе игрушки на возраст, для которого она предназначена.

Подавайте пример

Всем родителям известно, что в своем поведении ребенок ориентируется в первую очередь на родителей - это касается и пользования гаджетами. И здесь совет очевиден: не подавайте дурной пример. За общим ужином не листайте новостную ленту в смартфоне и не включайте телевизор «для фона». Вместо него лучше включите тихую музыку, которая бы не мешала вам общаться, поговорить и рассказать каждому, как прошел день, что было интересного. А когда вы сидите за работой в компьютере или смотрите очень интересное кино и ребенок вас о чем-то спрашивает, постарайтесь оторваться от экрана и вникнуть в его вопрос, не стоит отвечать «на автомате». В конце концов, для этого есть кнопка «пауза».

Устав семьи

Определите четкие правила по пользованию гаджетами и просмотру телевизора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Дошкольникам стоит установить небольшое количество времени для гаджет-досуга и следить за тем, что они смотрят и во что играют. Кроме того, обусловьте правила и для себя: старайтесь как можно реже давать ребенку планшет, чтобы он успокоился или отвлекся. Трудно, конечно, но иначе потом вы много раз пожалеете, что потеряли контроль, да и ребенка в какой-то степени тоже. Малыши очень быстро ныряют в тот мир и с удовольствием в нем живут.

Найдите другое увлечение


Пока малыш занимается тем, что ему действительно интересно, он не вспоминает о смартфоне, телевизоре или компьютере. Поэтому постарайтесь найти какое-нибудь увлекательное и желательно полезное занятие для него. Отправьте его в кружок по рисованию или на шахматы (это не только пара часов в классе, но еще и домашние задания!). Попробуйте плавание или спортивные игры - подойдет любая активность. Главное, чтобы она нравилась малышу, а не превратилась в обязанность. Ваша цель, чтобы кроха с трудом мог вспомнить, куда и когда положил гаджет.

Телевизор, планшет, компьютер, игровая приставка, смартфон – эти гаджеты «забрали» у нас детей в свой цифровой мир. И способствуют этому сами родители.

Как ни странно, но родители чаще всего сами «подсаживают» детей на гаджеты, отмечают хабаровские психологи. Количество обращений к специалистам по поводу зависимости детей увеличивается с каждым годом.

— Не всегда у взрослых есть время поговорить с ребенком, поиграть с ним или почитать. Иногда и нет желания. Проще дать ребенку телефон - яркие движущиеся картинки надолго займут малыша. Бывают ситуации, когда телефон или планшет действительно выручает, например, когда нужно подождать в очереди прием к врачу. Но бесконтрольные игры очень быстро перерастают в зависимость, — рассказывает психолог Дарья Панкратова.

Детям до трех лет «в телефоне» делать нечего. Фото Pandaland.kz

При этом, по словам эксперта, в каждом возрасте есть свои особенности общения с цифровыми устройствами.

Если речь идет о малышах до трех лет, то тут специалисты категоричны - гаджет в руки не давать! Планшет — это самая худшая игрушка для трехлетки. Кубики, машинки, куклы и конструкторы — как бы банально это не звучало в современном мире, но это остается самым лучшим и полезным развлечением для таких маленьких детей.

— В гаджете просто нет необходимости. Детям в этом возрасте интересен окружающий мир сам по себе. Завлечь двух-трехлетнего малыша очень просто - потрогать траву во дворе, рассмотреть из чего сделан стол, за которым вы сидите. Им интересно все! Потому что дети только начинают получать жизненный опыт и понимать, как устроен мир, — объясняет психолог. — Живое общение ни в коем случае нельзя заменять на гаджет, даже с развивающей игрой. Мне приходилось видеть, как такие малыши даже на прогулке не расстаются с телефоном. Пока его сверстники на детской площадке строят замки из песка, он проходит очередной уровень компьютерной игры.

Детей-дошкольников уже никак не оградить от телефонов, планшетов, компьютеров. Ребенок с ними уже знаком и видит, как родители увлеченно погружаются в электронный мир. Ему хочется тоже. Однако иметь свой собственный телефон детям в этом возрасте еще рано. Чтобы держать ситуацию под контролем, родителям лучше давать поиграть свой аппарат. А для связи с сыном или дочкой лучше воспользоваться умными часами. На них не поиграешь, можно только позвонить.

— Когда ребенок видит, что мама и папа пришли с работы и уткнулись в свои гаджеты, почему малыш должен поступать иначе? — объясняет наша собеседница. — Ему нужно общение, развлечения. Все это начинает заменять планшет. А чтобы у ребенка не возникало потребности в электронном мире, нужно культивировать семейные традиции. Вместе проводить время. Но тут важно не количество, а качество внимания, которое вы уделяете детям. Пусть это будет всего лишь час, проведенный вечером с ребенком, но он будет наполнен близостью и доверием, и это лучше, чем целый день находится рядом, но при этом каждый занят своими делами.

Как отучить ребенка от смартфона

Специалисты уверены: оптимальное время общения ребенка и планшета - один час в день. И лучше его разбить на отрезки по 15-20 минут. Но дети в этом возрасте еще не могут сами контролировать свое время. Для них понятие «всего один час» ничего не значит. Поэтому важно научить на часах, установить таймер, специальную программу в телефон - неважно. Главное, чтобы ребенок понял - игра не бесконечна.

Школьников контролировать сложнее. Для них телефон не только источник игр, но и средство общения.

— И важно строго придерживаться отведенного времени. Никакие уговоры и слезы ребенка не должны смягчить ваши рамки. Никаких «ну ладно, последние 15 минут», — советует Дарья.

Свой телефон или планшет у ребенка может появиться в школьном возрасте . А чтобы он не «зависал» в электронном мире целыми днями, пока родители на работе, чадо нужно нагружать домашними заданиям - помочь по хозяйству, почитать книжку, поиграть с братом, погулять с собакой. И только после выполнения такого «списка на день» можно брать в руки планшет. У ребенка перед глазами должно быть расписание. Сделайте его вместе накануне. Отметки о выполнении задания он может ставить сам или отчитываться по смс непосредственно вам

Когда развивается зависимость от гаджетов?

— Чаще всего зависимость от гаджетов развивается, когда родители начинают подменять реальное общение с ребенком различными устройствами, — объясняет специалист. — Некоторые мамы и папы, поняв простую истину, что ребенка можно увлечь новой игрой, начинают злоупотреблять этим, давая чаду заниматься гаджетом час, два, а потом и весь день. Ребенка все устраивает, и он в скором времени теряет интерес к общению с людьми.

Если запрет на компьютерные игры вызывает агрессию и слезы пора бить тревогу.

Когда пора бить тревогу?

  • Когда ребенок становится тревожным, если поблизости нет телефона
  • Старается каждые 10-15 минут заглянуть в него
  • Испытывает потребность вертеть телефон в руке
  • Становится нервным и беспокойным, если телефон отнять
  • Его не интересуют события извне - прогулки с друзьями, семейные походы.

Все эти признаки говорят о том, что у ребенка сформировалась зависимость. И тут без помощи специалиста справиться нелегко.

— Нельзя просто взять и запретить телефон или планшет. Во-первых, запретный плод всегда интереснее, а во-вторых, вы столкнетесь с агрессией ребенка, — считает Дарья Панкратова. — Он будет искать возможность играть на стороне, ходить для этого к друзьям. Но и дать телефон в безграничное пользование, дескать, когда-то наиграется и забудет, — тоже не вариант. Не наиграется. Чтобы сохранить интерес человека к компьютерным играм, трудятся тысячи программистов, это бизнес, приносящий неплохой доход своим владельцам.

Устраивайте дни или вечера без гаджетов: откажитесь от планшетов, телефонов и проводите время вместе. По вечерам делайте вместе поделки, играйте в настольные игры, фотографируйте, читайте вслух, готовьте деликатесы. В выходные обязательно выезжайте куда-то, активно познавайте окружающий мир, приглашайте в гости друзей.

Попробуйте и поймете, как сложно это сделать, особенно самим родителям. Телефон давно и прочно вошел в нашу жизнь - новости, сообщения, рабочие моменты. Отказаться от этого нелегко. Чего же мы хотим от детей? Поэтому «лечиться» от гаджетозависимости обычно приходят всей семьей.

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон - друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС - разговоры и звонки, онлайн-просмотры - походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком - все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: "Мне это неинтересно". Забирать планшет - действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер - это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы:

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» - отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт - обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: "У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать". Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно - отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон - это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин - гормон удовольствия - выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации. Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок. Дофаминовые рецепторы возбуждены - мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.5 родительских ошибок, которые мешают детям стать взрослыми

Речь пойдёт не только о планшетах. Компьютер, мобильный телефон и другие устройства, вошедшие в нашу жизнь, обладают над нами огромной властью. Сейчас сложно найти взрослого, абсолютно независимого от интернета и современных компьютерных технологий. Детская зависимость от гаджетов – явление ещё более распространённое.

Сначала родители дают крохе дорогую игрушку, которая моментально завоёвывает детское внимание яркими, картинками, сменяющими друг друга от одного прикосновения к экрану. Но проходит время, и появляется тревога: без планшета или смартфона малыш капризничает, не слушается, отказывается играть с обычными игрушками. У взрослых детей ситуация усугубляется проблемами в учёбе, агрессивным поведением. Что делать? Как отвлечь ребёнка от мобильного телефона? Этот вопрос становится для молодых родителей настоящей проблемой.

Даже взрослые не могу устоять перед соблазном полистать страницы социальных сетей, поиграть в захватывающие компьютерные игры с интересным сюжетом, уносящие игрока далеко от реальности. Для маленького человечка с несформированной эмоционально-психологической организацией взаимодействие с гаджетами, интернетом приводит к серьёзным, часто губительным осложнениям:

  • малоподвижный образ жизни, оказывающий негативное влияние на растущий организм;
  • патологии развития нервной системы;
  • психологические отклонения, развивающиеся в результате доступности контента для взрослых;
  • проблемы с социализацией (малыш не может общаться с другими детьми, замыкается в себе);
  • замещение реального мира виртуальным;
  • развитие глубокой психологической зависимости.

Но есть и другая сторона медали. Если правильно организовать режим, досуг ребёнка, отвести в графике время на развивающие компьютерные занятия для детей, малыш только выиграет. Он научится грамотно использовать возможности интернета для эффективного обучения, получит доступ к новым знаниям, расширит круг своих интересов.

Специалисты в области детской психологии рекомендуют родителям использовать высокотехнологичные устройства только по необходимости, с целью обучения и строго контролировать этот процесс.

Как правильно это сделать?

  • установить лимит времени (для малышей 5-6 лет – максимум 35 минут, для старших детей 8-12 лет – до 60 минут);
  • позаботиться о том, чтобы ребёнку было удобно заниматься, чтобы монитор располагался на уровне глаз на оптимальном расстоянии;
  • предлагать крохе полезные игры и занятия, способствующие его всестороннему развитию;
  • применять виртуальные фильтры с целью контроля доступа к нежелательному контенту.

Если же момент упущен, и остро стоит вопрос, как преодолеть зависимость детей от компьютера, необходимо вспомнить основные правила воспитания:

  1. Быть образцом для подражания. У деятельных родителей с большим списком увлечений, насыщенной жизнью дети, как правило, тоже живут активно, с удовольствием взаимодействуют с окружающим миром.
  2. Проводить время вместе. Общие интересы, домашние хлопоты наполняют действия ребёнка смыслом, формируют у него ощущение значимости и принадлежности семейному кругу.
  3. Предоставить возможность регулярно проводить время со сверстниками. Общение, игры с другими детьми оказывают огромное влияние на развитие коммуникабельности, способности адаптироваться в социуме.
  4. Обеспечить всестороннее развитие.
  5. Помнить о рациональном распределении детской энергии. Спортивные занятия, танцы, футбол, плавание – любая физическая активность, в том числе подвижные игры во дворе, катание на роликах только на пользу малышу.
  6. Завести домашнее животное. Забота о питомце поможет формированию у ребёнка ответственности, дисциплины, сострадания.
  7. Будьте последовательны, не отступайте от установленных правил пользования компьютером.

Если вы не знаете, чем отвлечь ребёнка от планшета, как правильно вести себя с малышом, требующим любимую игрушку, вспомните себя в детстве. Дети разных поколений имеют одни и те же интересы и потребности – много внимания, любви, весёлые игры, желание исследовать, узнавать что-то новое. При грамотном использовании, компьютеры тоже могут стать частью естественного всестороннего развития крохи.